Литература
На облаке

Любовь Захарченко
Авторский проект



<<< На главную страницу сайта>>>



АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.04 12:53. Заголовок: Внутренние контрасты в произведениях одного и того же автора.


Любопытное явление можно встретить в литературе.
Один и тот же автор показывает читателю два противоположных отношения к одному и тому же явлению. Такой контраст может встретиться в разных произведениях этого автора, а может и в одном. Изюминка при этом возникает тогда, когда разное отношение выражают не просто разные персонажи, а либо один и тот же персонаж, либо лирический герой у одного автора, либо иное отношение вытекает из авторского текста. Чаще всего авторы делают это специально, но возможны случаи, когда автор сам этого не замечает.
В данной теме предполагается приводить примеры таких литературных контрастов. В рамки темы входят и рассуждения о различных аспектах этих контрастов, например, о том, сознательно ли прибегает к контрасту автор, о свойствах человека вообще, которые отражаются в этих контрастах, и др.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 27 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.04 12:56. Заголовок:


Аркадий Райкин
Вот простенький пример, когда разное отношение выражает один персонаж.
Когда-то у А.Райкина была юмореска (помню с голоса. К сожалению, автор текста мне неизвестен, зато известно, что А.Райкин авторов своих текстов обычно не объявлял). Молодой человек ждёт девушку, а её нет и нет. И всё вокруг него отвратительно. «А вокруг меня прохожие шли на дьяволов похожие. И несло капустой квашеной из соседнего двора». Но вот девушка появилась. «А вокруг меня прохожие шли на ангелов похожие. Улыбалось небо синее, дивно пахла резеда.» Здесь сознательный подход автора очевиден, так как именно в контрасте весь смысл и юмор сценки.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.04 11:43. Заголовок:


Тимур Шаов
Вот пример контраста у Тимура Шаова. В песне «Махровый пессимизм»
( www.bards.scn.ru/archives/part.asp?id=27604 ) лирический герой выражает отношение к окружающей жизни, похожее на первоначальную позицию героя юморески А.Райкина: «А вон созвездие Гончих Псов призрачно мерцает, А я-то думаю: чего псиною воняет?» и «Где-то квохчет соловей - глотку надрывает, Что чирикаешь, злодей? А! Корму не хватает!».
Зато в песне «Боремся с депрессией» ( www.shaov.ru/discs_and_lyrics.php ) авторский текст выражает отношение, соответственно, противоположное. Правда, оно не созерцательное, а активное: «Улыбаться надо, братцы, Не сдаваться, молодцы!» и «Всё будет обалденно, И не о чем скорбеть. Вам надо ежедневно Сто сорок раз пропеть О том, что всё отменно, Всё просто офигенно, Всё ништяк.»
Замечу в скобках, что описанное в первой песне отношение к соловью напоминает распространившееся нынче отношение к хорошим людям. И причины, мне кажется, похожи (см. полный текст Т.Шаова).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.04 01:52. Заголовок:


Александр Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
В этой сказке контраст является движущей силой сюжета.
Очередное изменение отношения старухи к своему статусу принуждает старика к новому походу к рыбке. Однако сказка не превращается в круговую про белого бычка. Попытка дорвавшейся до царской власти старухи «приватизировать» источник своей власти - рыбку - приводит к контрасту нового типа: рыбка взбунтовалась и вместо выполнения просьбы старика с треском (в прямом и переносном смысле) низвергнула старуху с царского трона.
Казалось бы, «уж сколько раз твердила миру» история человечества и до Пушкина, и после него мораль сей басни... Увы, лоб - субстанция твёрдая. Ну что ж, будем читать Пушкина нашим детям и внукам.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.04 11:01. Заголовок:


Любовь Захарченко
В произведениях этого автора можно обнаружить целые россыпи контрастов (в смысле принятого в данной теме определения).
В заводной «Лампочке» (сейчас http://naoblake.narod.ru/women5.html ) слышим:
«Еще вчера, мой свет, я от тебя дурела,
А нынче трудно без ста грамм воспринимать.»
Причины такой резкой смены настроения лирического героя зашифрованы автором в словах «разбилась лампочка» (см. там же).
Интересны контрасты, выраженные одним глаголом вместо обычных двух:
«Я весело плачу. Я грустно смеюсь.» ( «Мама понарошку», сейчас http://naoblake.narod.ru/kids1.html )
Более того, оказывается, контраст можно выразить вообще без глаголов - см. первую из таких двух строк: «Неверные друзья и верные враги
Желают нам добра.» ( «Разговор с Пушкиным или Путь на Парнас» - сейчас
http://naoblake.narod.ru/alex3.html)
Самый «крутой» пример, конечно, песня «Клиника неврозов»
(«Мешали нам татары, турки, шведы...» - сейчас http://naoblake.narod.ru/poet1.html )
Вот прямой контраст: «Одной рукой мы пилим, чтобы строить, другой -
строгаем спички, чтобы жечь». Но если чуть порассуждать, творчески отнесясь к определению контраста, обнаруживается, что почти каждая строфа включает один, а то и несколько таковых. Персонажем-источником разного отношения к одному и тому же является здесь обобщенное «мы» (те самые, «мы все - война и мир, стихи и проза»). Интуитивно мне кажется, что это «мы» можно философски, но ясно истолковать так, чтобы оно действительно оказалось одним персонажем или лирическим героем, причём без всякой мистики. Хорошо, если бы кто-нибудь подарил нам такое толкование.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.04 13:49. Заголовок:


Владимир Высоцкий
Моё впечатление: у В.Высоцкого контрасты крайне редки. Безусловно, это требует своего объяснения, поскольку в целом творчество этого барда отличается невероятным разнообразием. Вот два контраста, которые мне удалось откопать.

1. «Пока меня с пути не завернули,
Писался я чечено-ингушом»
(«Летела жизнь» - http://www.kulichki.com/v...sni/ya-sam-s-rostova.html )

2. «Во мне два Я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты -
Другой стремится прямо на бега»
(«И вкусы, и запросы мои - странны...»- http://www.kulichki.com/v...ni/i-vkusy-i-zaprosy.html)

Было бы интересно познакомиться с другими контрастами из произведений В.Высоцкого и узнать мнение знатоков о причинах их редкости у него.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.04 14:11. Заголовок:


Булат Окуджава
Искусство неисключённого третьего

Пример 1. «Мальчики, постарайтесь вернуться назад» - и
«Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат»
(«До свидания, мальчики» - http://www.bards.ru/archives/part.asp?id=17945).

На первый взгляд, высказываются противоположные пожелания, т.к. простейший способ постараться вернуться назад - спрятаться. Но песня настаивает: «И себя не щадите вы, и все-таки постарайтесь вернуться назад». И мы понимаем, что речь идёт о пожелании, сложном для выполнения, но не невозможном.

Пример 2. «Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он» («Мы за ценой не постоим» - http://www.bards.ru/archives/part.asp?id=18147).

На первый взгляд, огонь характеризуется совершенно противоположными эпитетами. Вдумавшись, мы понимаем, в чём тут дело. Ешё проще проникнуться отношением Б.Ш.Окуджавы, слушая песню в его собственном исполнении. Дело в том, что голос Окуджавы - воплощение целостной личности. Эта внутренняя гармония передаётся слушателю, и он воспринимает образ огня с его противоположными характеристиками как единый. А дальше уже не столь важно, объяснит слушатель себе или нет, что «смертелен» и «бессилен» огонь в разных аспектах: первое относится к телу, второе - к духу.

Пример 3. С одной стороны: «Давайте придумаем деспота, Чтоб в душах царил он один». С другой стороны:
«Пока безумный наш султан
сулит дорогу нам к острогу,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, ей-Богу»
(«Давайте придумаем деспота...» - http://www.bards.ru/archives/part.asp?id=10391
и «Союз друзей» - http://www.bards.ru/archives/part.asp?id=17922).

На первый взгляд, поэт высказывает противоположные мнения о деспотизме. Но если вслушаться в первое произведение, можно уловить иронию: «И хищные вставим глаза», «И пусть он над нами куражится». Концовка требует основательного размышления: что бы это значило - «Пока наконец не окажется, Что сами им созданы мы» ? Надо подумать. Если кто-нибудь из коллег по форуму опередит меня в этих размышлениях, буду только рад.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.04 17:30. Заголовок:


Владимир Высоцкий(дополнение)
После 15.08.2004 10:49 удалось найти ещё два контраста (хотя моё мнение о кнтрастах в творчестве В.Высоцкого, высказанное тогда, не изменилось).

3. «Антисемиты» (http://www.kulichki.com/v...e-schitatsya-shpanoj.html).
Лирический герой песни сначала не поддавался антисемитской агитации:
«Я долго крепился, ведь благоговейно
Всегда относился к Альберту Эйнштейну».
Однако этот герой таков, что его «друг и учитель - алкаш в бакалее». Поэтому неудивительно, что доводы алкаша и «ребят в пивной» («пьют они кровь христианских младенцев», «замучили, гады, слона в зоопарке» и т.п.) переубеждают его. Теперь тот же герой «готов - на разбой и насилье», чтобы таким образом «спасти» Россию.

4. «Про дикого вепря» (Владимир Высоцкий, «Летела жизнь», М., «ЭКСМО-ПРЕСС», 1998, с.369-370).
Королевский приз за победу над чудовищем внешне выглядел как жертва ради народа («Вот кто отчается на это, на это, Тот принцессу поведет под венец»).
Однако на поверку оказалось, что голова государства страдала профзаболеванием: стремлением использовать борьбу с внешним врагом, чтобы решать свои личные проблемы («Возьмёшь принцессу - и точка! А не то тебя раз-два - и в тюрьму!»). Очевидно, личные проблемы даже ставились на первое место. И только вследствие приближения грозного врага, который
«Съел уже почти всех женщин и кур
И возле самого дворца ошивался»,
самодержец был вынужден изменить позицию и сделать хоть самую малость для своего наполовину загубленного народа - перестать «препираться» со стрелком.
Не совсем понимаю, почему стрелок, победив чудовище, «убёг», хотя по идее должен был ожидать почестей.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.04 00:23. Заголовок:


Для kalendul: Мне настолько нравится и близка Ваша тема, что я и писать-то сюда робею. Но постараюсь.
Спасибо Вам за нее. Огромное. Буду чрезвычайно рада и признательна, если Вы продолжите.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.04 15:08. Заголовок:


kalendul пишет:
цитата
Не совсем понимаю, почему стрелок, победив чудовище, «убёг», хотя по идее должен был ожидать почестей.


Совершенно понятно почему. Такая уж была королевская дочка, что стрелок с самого начала заявлял: «Принцесы мне и даром не надо». Более того, мне это кажется естественноым, и без этой трктовки песня даже начинает звучать менее интересно.

Речь еще и о том, что традиционная награда - рука принцессы - может превратиться в нагрузку к дефицитном товру. Принцессы-то разные бывают...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.04 12:56. Заголовок:


Вот еще пример из народной песни:
«Лодка тонет и не тонет,
Потихонечку плывет,
Милый любит и не любит,
Только времячко ведет»
С уважением Тихон.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.04 13:33. Заголовок:


kalendul пишет:
цитата
Концовка требует основательного размышления: что бы это значило - «Пока наконец не окажется, Что сами им созданы мы» ?

Песня, конечно, про Сталина, недоволен сильно был Булат Шалвович, что «в душах царил он один, от возраста самого детского
и до благородных седин». Но мне кажется, в ней есть и общефилософский смысл. Что во многих случаях удобно принятие решения (вместе с вытекающей из этого ответственностью) переложить на кого-то другого, на «деспота». Как поется в другой песне «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит» ((С) В.Высоцкий), это уже про другого деспота, правда. Впрочем, переложить ответственность - это тоже решение. Но и здесь есть лазейка - если все «проголосовали «за»», то «спрашивать не с кого». Удобная позиция. Однако последний куплет, про который собственно и идет речь, предостерегает, что такое поведение деформирует личность, и в конце концов может статься, что человек теряет способность самостоятельно мыслить, везде ищет подсказку со стороны своего кумира. Я понимаю это так.
С уважением Тихон.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.04 15:38. Заголовок:


Для Любовь Захарченко: Спасибо за отзыв. При первой возможности, конечно, продолжу.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.05 16:56. Заголовок:


(мелкий оффтоп)
«творчество и ваши впечатления»

Любовь Ивановна, такое впечатление, что в «Крылова» вкралась опечатка: девчонки, а не девчёнки.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.05 21:23. Заголовок:


Не кажется ли вам. что основная масса т.н. «внутренних контрастов» - на самом деле давно известные тропы: оксюморон и катахреза?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.05 13:14. Заголовок:


Борис, повар пишет:
цитата
Не кажется ли вам. что основная масса т.н. «внутренних контрастов» - на самом деле давно известные тропы: оксюморон и катахреза

цитата
-- А что такое «доминантный»? -- спросила кукла Жанна
несчастным голосом.
(C) Аркадий и Борис Стругацкие. «Улитка на склоне
Нет, не кажется. Многие внутренние контрасты действительно являются отражением противоречий мирооощущения автора (ов).
Вот, например, там же у тех же Стругацких, устами одного и того же персонажа:
1.«все зависит от того, как понимать прогресс. Можно понимать его так, что появляются эти знаменитые «зато»: алкоголик, зато отличный специалист; распутник, зато отличный проповедник; вор ведь, выжига, но зато
какой администратор! Убийца, зато как дисциплинирован,
предан... А можно понимать прогресс как превращение всех в
людей добрых и честных. И тогда мы доживем когда-нибудь до того
времени, когда будут говорить: специалист он, конечно, знающий,
но грязный тип, гнать его надо...-
2. «Не нужно, чтобы они были
принципиальными сторонниками или противниками чего-нибудь. Не
нужно, чтобы они были принципиальными противниками пьянства,
лишь бы сами не были пьяницами. Не нужно, чтобы они были
принципиальными сторонниками правды-матки, лишь бы не врали и
не говорили гадостей ни в глаза, ни за глаза. И чтобы они не
требовали от человека полного соответствия каким-нибудь
идеалам, а принимали и понимали бы его таким, какой он есть...
Боже мой, подумал Перец, неужели я хочу так много?»
Хочу отметить, что эти две цитаты разделены несколькими главами, так что к стилистическим фигурам ну никак этот контраст не отнесешь. Про контрасты в разных произведениях, про которые упоминал Календул-Ноготок, вообще можно не говорить.
С уважением Тихон.
P.S. Насчет песенки «Самара-городок» я согласен. Это художественный прием.





Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.05 19:15. Заголовок:


Tikhon пишет:
цитата
Нет, не кажется. Многие внутренние контрасты действительно являются отражением противоречий мирооощущения автора (ов).


Именно для этого данные тропы и предназначены.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.05 01:21. Заголовок:


Владимир Высоцкий. Песня «В госпитале»
(цит. по: Высоцкий В.С. «Летела жизнь», М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998, с.103, см. также
http://www.kulichki.com/v...ni/zhil-ya-s-materyu.html ).

Напомню начало:
«Жил я с матерью и батей
На Арбате - здесь бы так!-
А теперь я в медсанбате -
На кровати, весь в бинтах...»
Далее почти вся песня - это сомнения раненого солдата относительно своей ноги: ампутирована она, как утверждает «сосед слева», или отрезаны «только пальцы», как обещал доктор.
А имеется ли в тексте подсказка для слушателя, какова ситуация «на самом деле» (то есть какую ситуацию имеет в виду автор песни) ? Да, подсказка имеется, и довольно явная. Она содержится в последнем куплете:
«Умолял сестричку Клаву
Показать, какой я стал...
Был бы жив сосед, что справа,-
Он бы правду мне сказал!..»
Таким образом, к концу песни солдат всё ещё мучается сомнениями - значит, медсестра не пошла навстречу его просьбе-мольбе. Почему ? Ответ единственный: потому, что ноги, увы, нет. Ведь если нога была бы, Клава, конечно, показала бы её, чтобы успокоить солдата.
Что мешает раненому рассудить так же, как мы, и догадаться ? Естественно, надежда, которая умирает последней. Солдат изо всех сил держится за эту соломинку. Он не верит соседу слева («Как же так ? Неправда, братцы, - Он, наверно, пошутил !») и мечтает о «правде» от соседа справа, которого уже нет в живых...
Внутренний контраст заключен здесь в противоположном понимании ситуации, которое выражает, с одной стороны, лирический герой, а с другой стороны, автор песни.
Теперь обратим внимание на ориентацию мнений («слева», «справа») в тексте В.С.Высоцкого. Использование второго смысла этих слов издавна было обычаем русской литературы 20-го века. Достаточно вспомнить «Левый марш» Маяковского.
После того, как в 1956 году 20-й съезд КПСС раскрыл преступления режима культа личности, в течение трёх с половиной десятилетий «правый» политический спектр в стране ассоциировался с властью (и большую часть этих лет с застоем), а «левый» - со стремлением к правде и свободе (и позже с диссидентами). Такая терминология была общеупотребительной среди свободомыслящей интеллигенции тех времен. Можно, например, вспомнить А.Д.Сахарова, который говорил даже в конце жизни о «задачах левого движения», или Б.Ш.Окуджаву, который пел «Те, что справа, стоят, стоят. Но те, кто идут, всегда должны держаться левой стороны!»
(см., например, http://www.insoft.ru/nick.../default.asp?doc=o060.txt ).
О политических взглядах В.С.Высоцкого в крупном плане информация имеется.
Приведу выдержку из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт» (М.: Прогресс, 1989).
На странице 41 она описывает церемонию их с В.С.Высоцким свадьбы, проходившую в Тбилиси:
«Вдруг один из гостей громко спрашивает:
- Забудем ли мы выпить за нашего великого Сталина ? За столом воцаряется нехорошая тишина. Грузинская интеллигенция жестоко пострадала при Сталине, и, если некоторые люди относятся к нему с ностальгическим восхищением, хозяин дома, как и мы сами, считает его самым настоящим преступником.
Я беру тебя за руку и тихо прошу не устраивать скандала. Ты побледнел и белыми от ярости глазами смотришь на того человека.»
В своих песнях, в том числе и в песне «В госпитале», В.С.Высоцкий тоже придерживается терминологии, о которой говорилось выше. Сосед слева говорит лирическому герою горькую правду. Лирический герой ни за что не хочет этой правде верить. Более того, он мечтает «тому, который слева, просто глотку перегрызть». Именно в подобной ситуации оказываются в России вот уже несколько столетий, начиная с А.Н.Радищева, люди, сочувствующие народу и пытающиеся объяснить ему правду. Иногда они делают это неумело, не вовремя, фанатично, как и сосед слева в песне «В госпитале». И в этом кроется одна из причин их неудач и даже, как показал опыт истории, возможного перерождения.
Автор песни уважает своих персонажей, сочувствует им, но не разделяет их позиции. Именно поэтому он показывает, с одной стороны, что сосед слева настырен и несносен, а с другой стороны, что лирический герой отвергает правду и готов принять за неё ложь (мотив, развёрнутый В.С.Высоцким впоследствии в гениальной песне «Притча о правде и лжи», посвящённой Булату Окуджаве).
Именно в различном отношении автора песни и её лирического героя к правде состоит наиболее важный внутренний контраст зтого произведения.

Ноготок

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.05 16:52. Заголовок:


Tikhon пишет:
цитата
Нет, не кажется. Многие внутренние контрасты действительно являются отражением противоречий мирооощущения автора (ов).


Не думаю. Даже наоборот. Уверена в обратном. Дело не противоречии мироощущения автора, а в противоречии человеческого мироощущения. Поэт пишет о мире и о людях. Было бы смешно и примитивно применять к нему правила, по которым живут его лиричесие герои, а также судить по его лирическим героям о характере или судьбе поэта. Господь Бог создал мир и человека в нем. Поэт этот мир и этого человека описывает. Вне всякого сомнения, многое зависит от угла зрения на предмет, но чьего угла зрения? Поэта (писателя) или читателя?


Я, например, не раз убеждалась в том, что гораздо больше нам говорят реакции людей на те или иные произведения того или иного автора. Говоря о лирическом герое и о стихотворении или прозе, читатель, сам того не ведая, описывает себя и свое мироощущение, себя и свои боли и обиды, себя и свое отношение к людям и ситуациям. Одно и тоже произведение, одних и тех же лирических героев, одних и тех же поэтов и писателей мы видим настолько индивидуально, насколько отличаемся друг от друга сами.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.05 22:35. Заголовок:


Любовь Захарченко пишет:
цитата
Поэт пишет о мире и о людях. Было бы смешно и примитивно применять к нему правила, по которым живут его лиричесие герои, а также судить по его лирическим героям о характере или судьбе поэта.

Мне это не кажется смешным. Конечно, нельзя этого делать напрямую, но все же, хочет он того или нет, автор (и поэт, и писатель, и художник, и актер и...) в своем творчестве выражает личный взгляд на мир и людей. Даже если этот взгляд кем-то или чем-то навеян. Даже тогда, когда он намеренно хочет описать противоположную точку зрения - все равно это произведение, созданное именно данным автором.
Разумеется, многое зависит от того, как смотреть и с какой стороны смотреть. И все же мы по разному смотрим на одно и то же произведение. И автором его является человек, которому не чужды и противоречия в оценке этого противоречивого в своей сущности мира и не менее противоречивых людей.
Искренне Ваш Тихон.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.05 19:40. Заголовок: Владимир Высоцкий. ОДНА НАУЧНАЯ ЗАГАДКА, или ПОЧЕМУ АБОРИГЕНЫ СЪЕЛИ КУКА


Митингу против ненависти и фашизма, посвященному памяти Николая Гиренко,
который должен начаться в Санкт-Петербурге в воскресенье 06.11.2005
в 12-30 у метро "Спортивная"

Эту песню я услышал впервые уже после смерти ее автора, в начале 1980-х. И, как все, с удовольствием впитывал фонтанирующий юмор и россыпи проникающих интонаций исполнителя. Но лишь через много лет дошло до меня, что эта песня - отнюдь не простая юмореска.
Итак, ( цит. по click here )

"Поедом с восхода до зари,
Ели в этой солнечной Австралии
Друга дружку злые дикари".
Казалось бы, население охарактеризовано однозначно.

"Но есть, однако же, еще предположенье,
Что Кука съели из большого уваженья.
Что всех науськивал колдун - хитрец и злюка:
- Ату, ребята! хватайте Кука!

Кто уплетет его без соли и без лука,
Тот сильным, смелым, ДОБРЫМ (выделено мною - Ноготок) будет, вроде Кука!-
Кому-то под руку попался каменюка,-
Метнул, гадюка, и нету Кука."

Итак, БЫТЬ ДОБРЫМ - привлекательное качество для описываемых дикарей. Именно чтобы стать добрыми, они готовы съесть Кука. Однако их любовь к добру такова, что не мешает им поедать не только заезжего путешественника, но и друг друга.
Такая раздвоенность личности дикарей умело используется теми из них, кто занимает высокое положение. Для чего надо было хитрецу колдуну науськивать своих съесть Кука - мы можем только предполагать. Например, он мог чувствовать в приезжем опасность для своего влияния на дикарей. Актуальность темы необычайная, и, к сожалению, возрастает. Так, в Петербурге в начале 21 века избиения и убийства студентов-иностранцев настолько
участились, что те провели уже несколько демонстраций протеста. Между прочим, убитые и избитые студенты, их родственники и земляки при другом отношении к ним могли бы стать друзьями России в разных странах. Убивают не только иностранных студентов, но даже детей.
Моральным фоном происходящего, являются, конечно, взаимоотношения между "своими". Количество женщин, ежегодно убиваемых мужьями и любовниками в одной хорошо известной нам стране, по разным данным, находится в диапазоне от 10 до 14 тысяч. Это примерно в 5 раз больше числа военнослужащих, погибающих в Чечне. Идеологи ненависти, объявляющие себя патриотами, обосновывают свое "гостеприимство" (а’ля аборигены из песни В.Высоцкого) стремлением к добру. На самом деле они, препятствуя осознанию людьми действительных причин жизненных проблем и меры собственной ответственности за происходящее, приносят огромный вред своему народу.

Ноготок


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.05 17:26. Заголовок: Re:


Вы создали настолько всеобъемлющую тему,что многое можно здесь обсуждать. Спасибо.

http://www.gazeta.ru/2005/11/14/oa_177759.shtml

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 114
Зарегистрирован: 19.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.07 22:30. Заголовок: Николай Некрасов. Генерал Топтыгин


(цит. по книге Н.А.Некрасов. Избранные стихотворения. Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1948, т.1, с.426-428, есть и в интернете, например. http://poetrus.by.ru/).

Здесь интересный персонаж - смотритель станции. Цитирую:
«Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко.
Видит, ноги в сапогах
И медвежья шуба,
Не заметил впопыхах,
Что с железом губа,
Не подумал: где ямщик
От коней гуляет ?
Видит - барин-материк,
"Генерал" смекает.
Поспешил фуражку снять:
"Здравия желаю!
Что угодно приказать,
Водки или чаю?..." »

Спрашивается, почему "впопыхах", что создало суматоху ? Объективные обстоятельства ?
Но если бы смотритель рассматривал ситуацию объективно, то обратил бы внимание не только на шубу, но и на "губу". Выходит, суматоху создал именно смотритель. Причина находится внутри него: самая мысль о появлении большого начальства лишает его способности не только осмысливать, но даже нормально воспринимать ситуацию. "Генерал Топтыгин" – отнюдь не первое по времени и отнюдь не последнее обращение великой русской литературы к теме «от мысли о начальстве подгибаются колени и едет крыша». Жизнь постоянно подпитывает тему. Загипнотизированные образом начальства (даже воображаемого) люди ведут себя, как слепые, теряют способность сопоставить общеизвестные факты и сделать простейшие, напрашивающиеся выводы. И в те времена смотритель был не одинок в своей неадекватной реакции:
«Собрался честной народ,
Всё село в тревоге:
"Генерал в санях ревет,
Как медведь в берлоге!" »

Присутствие народа не помогло смотрителю прийти в себя:
«Струсил, издали кричит:
"В избу не хотите ль?"
Мишка вновь как зарычит...
Убежал смотритель!
Оробел и убежал
И со всею свитой...

Два часа в санях лежал
Генерал сердитый. »

Контрастно изменилось отношение смотрителя к седоку, когда властные полномочия последнего (неважно, что они были воображаемыми) прекратились с помощью дубины: наш герой поспешил восстановить чувство собственного достоинства, обругав "ямщика скотиной". Ситуация знакомая. Например, когда в недавнем прошлом обвиняли очередного "любимца партии" в измене Родине, у обывателя появлялась возможность его больше не бояться и немного распрямиться (в ту сторону, куда позволено, конечно), дать кислород чувству собственного достоинства хоть на несколько вздохов – и вот тысячи глоток радостно кричат «смерть гаду!» вместо прежнего «да здравствует!».
Теперь о «самокритичности» и «объективности» смотрителя в вопросе «кто виноват ?». Через полтора века трудно не назвать его поведение традиционным. Жалобы на недостаток собственного ума (не говоря уж о совести) слышатся редко. Как говорится, упал всадник - виноват конь, и т.п. Когда оказалось, что казненные "гады" были невиновны и один за другим реабилитируются, отовсюду понеслось: мы не знали, нас не информировали (вспомним знаменитую яркую песню А.Галича «(Ночной) разговор в вагоне-ресторане» http://www.mnemosyne.ru/homo/galich-4.html * ). Превратился солдат, успешно бегавший до службы кроссы, в инвалида – виноваты-де скрывавшиеся в нем (от бдительной медкомиссии, видимо) заболевания ** . Смотрителю и в голову не приходит, что его собственная трусость и глупость виновны в казусе наравне с ямщиком. Нетрудно догадаться и о том, почему смотритель ругает только ямщика, а не бородатого Трифона, владельца медведя - достаточно вспомнить, у кого в руках была дубина.

* Интересно обдумать следующий факт: на целом ряде сайтов, посвященных А.Галичу или авторской песне вообще, включая даже www.bards.ru , ссылка именно на эту песню отсутствует либо не работает.
** Беседа с сестрой солдата Романа Рудакова 24.01.2007 - http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/49114/

Ноготок


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 145
Зарегистрирован: 19.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.07 14:54. Заголовок: Булат Окуджава. "Былое нельзя воротить..."


( http://www.bards.ru/archives/part.php?id=10369 )

В начале песни:
"А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем поужинать в "Яр" заскочить хоть на четверть часа",
"А всё-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков, хотя б одного, и не будет отныне, - а жаль".

В конце:
"...Выхожу я на улицу и вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается..."

Контраст очевиден и нуждается в объяснении.
На первый взгляд может показаться, что думы о прошлом, которое не может вернуться, захватили воображение автора песни настолько, что навеяли видЕние. Что-то вроде самовнушения по типу "не думай, ни в коем случае не думай о красной розе, о красной розе, о красной розе… ".
Но можно предложить и другое толкование, в большей степени учитывающее основное содержание песни. А в песне, очевидно, сравниваются 20-й и 19-й века в России.
Различия веков: скорость, знания, опыт. Общее:
- "кумиры нам снятся по-прежнему, и …иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед";
- "Москва, ты не веришь слезам";
- "мы до сих пор всё холопами числим себя".
Что же важнее с точки зрения Булата Окуджавы - общее или различное ? Как ответ на этот вопрос и появляются в конце песни извозчик и А.С.Пушкин. Их появление - это аллегория, выражающая мысль о том, что по большому счету мы все еще живем в их время. В том смысле, что общее играет несравненно бОльшую роль, чем различие.
Подтверждается ли такая мысль опытом нашей жизни ? На мой взгляд, не просто подтверждается, а прямо-таки вопиет о себе.
Но особенность 20-го века - в неосознанности своего холопства его носителями. Вот знаменитая фраза, которую писали обучавшиеся грамоте: "Мы не рабы, рабы не мы". Увы, объективно эта фраза была внушением. Уже в 20-е годы стало ясно засилье бюрократии. Но даже главари нового правящего класса - партийно-хозяйственной номенклатуры - сами поначалу не осознавали, что имеют народ в качестве коллективной собственности.
В советское время бытовала поговорка-анекдот: "колебался вместе с линией". Речь шла, конечно, о линии Коммунистической партии. И так же, как мы не замечаем вращения Земли, поскольку вращаемся вместе с ней, так же и "колеблющийся" вместе с линией партии приучался не замечать ее изгибов. А изгибов было полно. Чем ближе знакомишься с историей СССР 20-х - 30-х годов, тем яснее становится, что по крайней мере часть этих изгибов производилась сознательно - чтобы выявить и уничтожить нежелающих изгибаться. Такой отбор создавал тех самых "гомо советикус", которые приносили свои убеждения с партсобраний и "политинформаций".
"Холопами числим себя" (мы - как тип и целое) в поведении, а сознание гордо: мы – хозяева! Искривление сознания способно включаться в культурный менталитет масс и воспроизводиться длительное время после их частичного освобождения.
Мне довелось быть хорошо знакомым с одним таким "гомо советикусом". Помню неоднократные споры о В.С.Высоцком. Во времена Брежнева человек утверждал, что песни Высоцкого - аполитичные и (в то же время !) антигосударственные, в них нет гражданственности и ответственности. Никакие доводы в пользу иного понимания не действовали. Зато при Горбачеве мнение человека изменилось на противоположное. На вопрос - как же так? - человек отвечал, что хриплость голоса певца привлекала внимание к его вредным привычкам и отшибала желание вдумываться в смысл песен. Напоминать, что этот смысл неоднократно звучал в наших спорах, и разъяснять, что из хриплости не вытекает антигосударственность, я не стал - было тошно.
Рабу, считающему себя свободным человеком, трудно осознать свое рабское положение, поскольку это осознание может ущемить его человеческое достоинство. Но возможно осознание без ущемления достоинства. И помочь такому процессу, как мне кажется, - призвание интеллигенции. Песня Б.Ш.Окуджавы не только соответствует этому призванию, но и является образцом деликатности, в том числе и теперь, когда мы еще по уши стоим в проблемах 20-го века.

Ноготок


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 150
Зарегистрирован: 19.05.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.07 12:56. Заголовок: Владимир Высоцкий "У домашних и хищных зверей"


(Владимир Высоцкий, «Летела жизнь», М., «ЭКСМО-ПРЕСС», 1998, с.295).
Идентичный текст в интернете, например: http://www.kulichki.com/vv/pesni/u-domashnix-i-xischnyx.html; на
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=15457 имеются несущественные отличия; звук в интернете найти мне не удалось – если кто знает, буду очень благодарен за сылку). Получается, что мнение о малом количестве контрастов у В.С.Высоцкого было, по-видимому, ошибочным.
Рассматриваемая песня создана в 1966 г., что будет важно для нашего разбора. Как и многие песни В.С.Высоцкого, она не потеряла актуальности за 40 лет.

Цитируем:
"Сегодня жители, сегодня жители
Не желают больше видеть укротителей".

"Сегодня"... Вчера, надо полагать, жители были еще не против видеть "укротителей".
Контраст, таким образом, подразумевается.
Но что, собственно говоря, имеется в виду ? Обычных укротителей жители видят в цирке. Выходит - не надо цирка ? Однако вот непосредственное продолжение цитаты:
"А если хочется поукрощать -
Работай в цирке - там благодать!".

Значит, укротители не цирковые, а какие-то другие. Для понимания обратим внимание на построение текста. От начала до конца в нем - сопоставление людей и зверей.
Например, в начале:
"У домашних и хищных зверей
Есть человечий вкус и запах",
а в середине:
"У немногих приличных людей
Есть человечий вкус и запах".
И т.д., и т.п. - сплошные параллели.

Вывод ясен: в первой цитате имеются в виду "укротители" людей, и именно им В.Высоцкий предлагает работать в цирке. Кто же они такие ? После первого поверхностного впечатления можно предположить, что это - работники розыска, поскольку они упоминаются в песне. Однако там сказано:
"Сегодня зрители, сегодня зрители
Не желают больше видеть укротителей,
А если хочется поукрощать -
Работай в розыске - там благодать!".

Так что же, В.С.Высоцкий предлагает поменять местами укротителей из цирка с работниками, занимающимися розыском ? Но тогда песня была бы пустопорожней болтовней, что не свойственно Высоцкому. Значит, предположение было неверным. И остается единственное толкование: "укротители людей" - это власти, когда они, вместо того, чтобы служить народу, командуют им.
Теперь можно понять и "жителей" из первой цитаты, учитывая год создания произведения. Ведь в 1964 году, снимая Н.С.Хрущева с его поста, новые "начальники Родины" критиковали его неудачи в экономике, "субъективизм" и обещали усиление хозрасчета и другие реформы. На деле же они занялись закручиванием гаек и ущемлением гражданских свобод (например, в 1965 г. начался знаменитый процесс над Ю.М.Даниэлем и педагогом В.С.Высоцкого А.Д.Синявским; об атмосфере 1965-1966 гг. см. http://www.yavlinsky.ru/news/print.phtml?id=2451 ). Песня выражает протест В.С.Высоцкого против начавшегося в стране внутреннего "заморозка". В начале песни:
"А каждый день ходить на задних лапах -
Это грустная участь людей",
и в конце:
"А каждый день ходить на задних лапах -
Это грустная участь зверей".

Можно сделать вывод, что агрессивно-командное отношение к народу со стороны властей, по мнению В.С.Высоцкого, низводит народ до уровня зверей. Вот почему поэту и хочется отправить этих "укротителей" в цирк.

Ноготок


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 21
Зарегистрирован: 18.02.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.07 02:18. Заголовок: Игорь Северянин "Гармония контрастов"


автор: Игорь Северянин
Гармония контрастов


Летишь в экспрессе – жди крушенья!
Ткань доткана – что-ж, в клочья рви!
Нет творчества без разрушенья –
Без ненависти нет любви.

Познал восторг – познай страданье.
Раз я меняюсь – я живу.
Застыть пристойно изваянью,
А не живому существу.

14 октября 1935, Таллин

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 11.01.08
Откуда: Россия, Тобольск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.01.08 12:34. Заголовок: Контрасты - это мног..


Контрасты - это многогранность, разноцветность мышления человеческой натуры.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.08 19:36. Заголовок: База ГАИ (ГИБДД) и телефонный справочник


База ГАИ (ГИБДД) и телефонный справочник
http://www.nomer.org/moskva/

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

TopCTO Литература

Rambler's Top100
be number one