Немного впечатлений от любимых спектаклей.
Театр на Таганке, Бриколаж "До и после", Любимов. ***
[iКак тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
Александр Блок]
Бриколаж с французского - пустяк, безделица. Bricote - так Юрий Петрович Любимов определил жанр спектакля о поэтах серебряного века.
Спектакль рваный, пульсирующий, невероятно сильный.
Из декораций - 3 скамейки да «Супрематический черный квадрат» Малевича. Игры, фокусы, обманки. Черный квадрат теряет плоскость, превращается в черную дыру, из которой просачиваются, вылезают на сцену актеры.
Спектакль очень пластичный, музыкальный, динамичный, стильный. Музыка Стравинского, элементы балета, герои блоковского «Балаганчика» в черно-белых костюмах, свет, тени и много-много пульсирующего движения.
Поэты появляются, стремительно и трагично уходят. Исчезают все в том черном квадрате.
Много стихов. Хочется запомнить, расхватать на цитаты. Но точных и колючих слов слишком много, память не успевает сохранять все.
Когда по стихам понимаю, что девушка с надрывной скрипкой – Зинаида Гиппиус – радуюсь. А вот смешного рыжего человечка с всклокоченной бородой я не узнавала долго. Йося? Иосиф? Но ведь Бродский был другим… Ахматовское «какую биографию они делают нашему рыжему!». Ага, значит Бродский… Интересно…
Много Анны Андреевны Ахматовой. Образ тоже не совсем сходится с тем, что представляла себе я. Но так даже интереснее.
Нет Цветаевой. Почему? Слишком сложно? Может быть…
Современник, «Гроза» Мало сумасшествия в жизни, пошла в Современник на фантазии на тему «Грозы». Нервный, яркий, острый, надрывный спектакль. Минаев в «Огоньке» Чулпан Хаматову в роли Катерины назвал лазерным лучом света.
Декорации стильные (еще бы, Саша Бродский делал). Хаматова изумительно пластична и точна. Несколько гениальных эпизодов, забавные мелочи, метафоричная ясность образов.
Финальный монолог Катерины превращен в диалог двух женщин, двух эпох и двух моделей жизни. Кабаниха сокрушается, почему люди не летают, а Катерина, вместо ожидаемой реки, в полной тишине взбирается к потолку по узенькой лестнице.
Интересный спектакль. надо сходить еще раз…
Комедиантъ, «Он сам» (спектакль о жизни и творчестве Маяковского)
Спектакль без сцены и зрительного зала, без шикарных костюмов и спецэффектов, без четкой перегородки между зрителем и актером. Живая игра, отрывок из настоящей жизни, пережитое, прожитое, пойманное. Театр не по сценарию, а по пропущенной через себя жизни. Два десятка зрителей, оторванных от привычных мягких кресел и актеры без грима с настоящими слезами на глазах. Там не было красоты, но была честность. И, в случае с Володей, это единственно верный подход.
Музей Маяковского это 4-х этажное здание без стандартных междуэтажных перегородок. Большое пространство, обыгранное раскуроченным железом, битым стеклом, красным цветом и плавным переходом от этажа к этажу, от истории к истории.
Во время всего действия, мы (зрители) передвигались по музею вслед за актерами. Они (актеры) смотрели не как обычно, в пустоту, а нам в глаза. Пристально, выразительно, честно. Было немного жутко. Часто жалела, что рядом нет стула. От того, как они читали стихи, двоилось и кружилось вихрем пространство вокруг. Фоном, постоянно, надрывная и режуще тонкая скрипка.
Странно было подниматься вслед за актером-Маяковским по лестнице подъезда, по которой когда-то вот так же ходил человек-Маяковский. Подниматься и слышать его мысли, произносимые практически его голосом, пугаться от непонятного звука-выстрела, неуверенно открывать дверь его квартиры.
Вечер, за окошком темнота. Днем музей-квартира – это музей, а вечером? А вечером это именно та атмосфера и, кажется, даже то время.
Давит_больно_тяжело_близко_гениально.
Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят - что ж.
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь…
Это я, собственно, к тому, что очень хочется послушать ваши рассказы о любимых спектаклях:))